Ваш плагиат, Ваша честь?

Издание:
Новая Газета
Дата
9 ноября 2013
Автор:
Никита Гирин

Оказалось, что более чем на полусотне страниц (из 118 «содержательных», то есть без оглавления, библиографического списка, приложений) его работы «Место жительство ребенка: проблемы теории и практики», защищенной в 2004 году, есть некорректные заимствования из диссертации Юрия Беспалова «Теоретические и практические проблемы реализации семейных прав ребенка в Российской Федерации», защищенной двумя годами ранее. В 2004 году доктор юридических наук Юрий Беспалов был научным руководителем Гордеюка, а сейчас он — секретарь научно-консультативного совета при Мосгорсуде.

Эксперты «Диссернета» предполагают, что эти совпадения — не следствие общности темы. Во-первых, уже потому, что есть идентичные отрывки длиной в пять страниц. Во-вторых, совпадают и авторские комментарии, например, к положениям закона. В-третьих, шесть страниц заключения диссертации Гордеюка изрядно списаны с заключения работы Беспалова, что ставит под сомнение наличие необходимой научной новизны в труде судьи.

В-четвертых, заимствования в диссертации Гордеюка, кажется, перерастают в фальсификацию. Ссылаясь на государственный доклад о положении детей в Российской Федерации за 2002 год, Гордеюк пишет: «Так, за последние три года (2000—2002 гг.) в связи со сменой места жительства в Российскую Федерацию из-за ее пределов прибыло 1,5 млн человек, в том числе 350 тыс. детей и подростков до 18 лет. Покинула страну за этот же период почти 661 тыс. человек. Каждый четвертый иммигрант (162 тыс. человек) является несовершеннолетним». А что в диссертации Беспалова со ссылкой на государственный доклад о положении детей за 2000 год? «Так, за три года (1997—1999) в связи со сменой места жительства в РФ из-за ее пределов прибыло 1,5 млн человек. В числе иммигрантов 350 тыс. детей и подростков до 18 лет. Покинула страну за этот же период почти 661 тыс. человек. Каждый четвертый иммигрант (162 тыс. человек) не достиг совершеннолетия».

Эксперты «Диссернета» возмущены: даже несовершеннолетнему иммигранту ясно, что статистика за разные периоды не может совпадать до третьего знака. То есть можно предположить, что Гордеюк просто заменил годы?

Беспалов, будучи научным руководителем Гордеюка, по всей вероятности, не мог не знать о некорректных заимствованиях, потому что давал отзыв на работу своего «ученика». А значит, читал ее и вряд ли мог не заметить идентичность со своим, всего два года назад защищенным трудом.

Мы попросили председателя Мосгорсуда Ольгу Егорову помочь нам получить комментарии ее подопечных — людей непубличных, до которых без разрешения руководства едва ли добраться. На это Ольга Александровна ответила нам (PDF-документ, 232 КБ), что участие работодателя в проверке диссертации его «подозреваемого» работника в законе не прописано. Что правительством установлен срок давности для рассмотрения заявлений о лишении степеней в случае плагиата. И что мы не лишены возможности получить комментарии Гордеюка и Беспалова самостоятельно.

Анна Усачева, по забавному совпадению только что ушедшая с поста главы пресс-службы Мосгорсуда на должность директора департамента информационной политики Минобрнауки, тоже сообщила нам о наличии срока давности для лишения степеней. На момент защиты Гордеюка он составлял три года и истек в 2007 году. При этом Усачева почему-то назвала поиск плагиата после этого срока незаконным. (Чего не сделала даже такой авторитет в области права, как ее бывший начальник Ольга Егорова.)

Ничего незаконного в самостоятельных проверках научных работ нет — каждый желающий может искать плагиат в диссертации любого года защиты. Спасибо интернету и Российской государственной библиотеке. А согласно новому постановлению правительства от 24 сентября этого года, с 1 января следующего срок давности для подачи заявлений о лишении степеней увеличится до десяти лет. (К сожалению, те недобросовестные диссертанты, у которых «спасительные» три года уже истекли, будут амнистированы.)

Конечно, увеличение срока давности для плагиаторов — успех «Диссернета» и поддержавших его старания чиновников от науки. Хотя о каком сроке давности вообще может идти речь? Охотники за плагиатом моделируют абсурдную ситуацию — гаишник останавливает водителя с фальшивыми правами, а тот говорит: «Да, фальшивые. Но я десять лет уже с ними езжу, поэтому считайте, что они настоящие».

Каждый день, глядя на ленту экспертиз «Диссернета», мы видим, что во всех ветвях власти, в силовом корпусе, в системе образования работают люди с сомнительной научной степенью. Слишком серьезное влияние эти лица оказывают (в силу должностного положения) на нашу жизнь, чтобы общество закрыло глаза на их моральную небезупречность. Разговоры о сроке давности, как нам кажется, — неуместны.

 

Последние публикации

Павел Котляр
В РУДН присудили научную степень хирургу за 60 выдуманных операций
Полина Ячменникова
Руководителем Высшей аттестационной комиссии стал вице-президент РАН
Михаил Гельфанд
Открытая лекция. Ответы на вопросы слушателей